Среди минских школьников стало больше абсолютно здоровых
Как сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в городском центре гигиены и эпидемиологии, оценка данных показала, что увеличился удельный вес детей, относящихся к первой группе здоровья (не имеющие хронических заболеваний и функциональных отклонений) с 10,9 % в 2008-м до 18,8 % в 2014-м. Вместе с этим отмечено некоторое увеличение числа детей, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья, либо хронические заболевания по мере их взросления. Например, удельный вес учащихся 6-х классов, не имеющих хронических заболеваний (1–2-я группы здоровья), в 2008/2009 учебном году составлял 84,9 %, к 9-му классу (2011/2012 г.) число таких школьников уменьшилось и составляло 70,6 %, а к 11-му (2013/2014 г.) – 51,7 %.
Есть некоторые различия в распределении детей по группам здоровья в зависимости от профиля учреждения образования. Так, удельный вес детей 1–11-х классов, имеющих хронические заболевания (3-я и 4-я группы здоровья), среди учащихся гимназий составил в 2014 г. 27,6 %, среди учащихся средних школ – 24 %. Основными причинами такой разницы называют высокую учебную нагрузку, переезды к местам нахождения гимназий, отсутствие навыков управления стрессовыми ситуациями в ходе адаптации к повышенным учебным нагрузкам, недостаточное вниманием родителей к вопросам занятия физкультурой и спортом, их отдыху во внеурочное время.
Адаптационный потенциал
За анализируемый период среди учащихся 1-4-х классов как общеобразовательных школ, так и гимназий, удельный вес детей, имеющих нарушения механизмов адаптации, снизился с 20,6 % в 2007/2008 учебном году до 6,8 % в 2013/2014 учебном году.
В то же время в возрастных группах 5–9-х и 10–11-х классов отмечается постепенное увеличение числа детей с нарушениями адаптационных механизмов.
Как выяснилось, на состояние адаптационных процессов у учащихся средней и старшей школы влияют курение; долгое времяпрепровождение за компьютером; недолгие продолжительность сна, пребывание на свежем воздухе; нарушение регулярности приема полноценного питания; недостаточный двигательный режим.
Индекс Кетле
Этот показатель позволяет оценить степень сбалансированности процессов обмена веществ и энергии, дать оценку гармоничности физического развития.
Мониторинговые исследования показали, что имеется определенная группа детей, у которых отмечается дисгармоничное физическое развитие за счет избытка массы тела – 7,5 %, дефицита массы тела относительно роста – 5 % детей и подростков. При этом по мере взросления количество детей, имеющих избыток массы тела относительно роста, уменьшается, и увеличивается число школьников с дефицитом массы тела относительно роста.
В 2014 г. в 1–4-х классах избыток массы тела относительно роста имели 8,4 %, в 5–9-х классах – 8,0 %, в 10–11-х классах – 4,7 %.
Анализ показал, что рост численности учащихся 10–11-х классов с дефицитом массы тела относительно роста связан с преобладанием перекусов вместо полноценного и сбалансированного питания на фоне значительной учебной нагрузки при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.