Версия сайта для мобильных устройств | English version

Методика создания условий использования существующих инфраструктур малых городов для повышения физической активности населения на примере города Черикова

Описанная в данной статье методика создания условий использования существующих инфраструктур малых городов для повышения физической активности населения разработана в рамках реализации инициативы «Использование существующих инфраструктур малых городов для повышения физической активности населения с учетом интересов людей с инвалидностью» проекта «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение здорового образа жизни и поддержка модернизации системы здравоохранения в Республике Беларусь» (БЕЛМЕД), который финансируется Европейским Союзом и реализуется ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА в партнерстве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Целью местной инициативы было создание условий использования существующей инфраструктуры г. Черикова Могилевской области для повышения физической активности местного населения, в том числе с учетом интересов людей с инвалидностью.

На основе опыта реализации инициативы «Использование существующих инфраструктур малых городов для повышения физической активности населения с учетом интересов людей с инвалидностью» и анализа мировых практик в сфере обеспечения устойчивой городской мобильности, способствующей здоровому образу жизни для всех жителей города, была предложена следующая методика, основываясь на которой можно разработать проект комплекса мероприятий для создания условий оптимального использования существующих инфраструктур малых городов на примере г. Черикова. Далее описаны последовательные этапы данной методики.

Этап 1. Полевое наблюдение – ознакомительный этап исследования. Для полевого наблюдения важно охватить максимально широкий и разнообразный отрезок времени, чтобы получить более полную картину использования городского пространства всеми участниками дорожного движения. По этой причине для исследования в г. Черикове были выбраны два рабочих и один выходной день (утреннее, дневное и вечернее время). Вторым важным аспектом является территория, на которой проводится полевое наблюдение. Рекомендуется, брать территорию, несколько шире исследуемой, для того чтобы более полно включить ее в общегородской контекст.По этой причине, в случае исследования в Черикове,  наблюдение было локализовано районом улиц Калинина, Космонавтов, Комсомольской и Рокоссовского. Задачи полевого исследования заключались в определении существующих велосипедных и пешеходных связей внутри выбранной территории, интенсивности и характерных особенностей их использования, интенсивности автомобильного трафика, мониторинга состояния пешеходной инфраструктуры, а также уровня и характера освещенности уличных и других городских пространств. Результаты наблюдения фиксировались при помощи фотосъемки и картографирования.


 

Исследуемая территория г. Черикова, вид сверху

 

Этап 2. Экспертные интервью – этап ознакомления со взглядами местных жителей в отношении существующей инфраструктуры г. Черикова. Представления, ценности и опыт местных жителей, в особенности занимающихся решением проблем на месте, являются необходимой информацией для разработки рекомендаций по использованию существующей инфраструктуры с целью увеличения мобильности населения.  Экспертные интервью были проведены с представителями городской администрации, директорами школ, сотрудниками центра социального обслуживания населения и спортивных секций (ФОЦ «Ориентир»). В задачи экспертных интервью входило определение использования планируемых и существующих спортивных площадок, их желаемой локализации, ознакомление с планами города по развитию затрагиваемых исследованием территорий. Результаты экспертных интервью фиксировались при помощи письменных заметок и картографирования.

Этап 3. Личный опрос – еще один этап ознакомления со взглядами местных жителей в отношении существующей инфраструктуры г. Черикова. Местные жители являются конечными пользователями городских пространств, что делает их основной аудиторией и объектом исследования. Важно иметь в виду, что для перспективы местного жителя зачастую характерен пессимизм или непонимание “механизмов работы” города, что важно учитывать в итоге. В качестве целевых групп были выбраны одна из потенциально наиболее активных групп пользователей (подростки) и группа пользователей с особыми потребностями (в которую вошли пожилые люди, люди с особенностями психического развития, люди с инвалидностью). При этом, внимание было уделено половозрастному составу фокус-групп с целью охватить максимально широкий спектр потребностей. Основные задачи заключались в том, чтобы определить практику и личный опыт использования городских пространств и пешеходных, велосипедных связей в исследуемом районе, примеры поведения пользователей в т.ч. обусловленные состоянием пешеходной и велосипедной инфраструктуры, освещенностью. Результаты интервью с фокус-группами в г. Черикове фиксировались при помощи письменных заметок и картографирования.

Этап 4. Дистанционный опрос – этап расширения понимания взглядов местных жителей в отношении существующей инфраструктуры г. Черикова. Даже в малом городе сравнительно сложно узнать мнение большого числа жителей, в особенности в случае, когда команда исследователей находится в другом городе. В таких обстоятельствах в качестве одного из методов определения наиболее острых проблем был использован опрос, охвативший в итоге 40 горожан. С его помощью были получены данные о существовании конфликтных ситуаций между различными группами пользователей исследуемых пространств, интенсивность и характер пользования исследуемыми площадками, наличие инфраструктурных проблем (в частности, качество освещения).

Этап 5. Анализ аналогов – этап сравнения предлагаемых решений с мировыми практиками. В рамках исследования был проведен обзор аналогов и лучших отечественных и зарубежных практик в области обеспечения устойчивой городской мобильности, способствующей здоровому образу жизни для всех жителей города, в частности, рекомендации “Active Design Guidelines (2010)”, выпущенные Центром планирования для активного образа жизни (США) (Center for Active Design), а также рекомендации Центра инклюзивного планирования и доступа к окружающей среде (США) (The Center forI nclusive Design and Environmental Access) и в рамках проекта “Активный образ жизни через планирование” (США) (Active Living By Design).


 

Фото, сделанное в рамках исследования существующей инфраструктуры г. Черикова: маршрут от озера Молокозаводского к городскому стадиону г. Черикова

 

            В ходе реализации вышеперечисленных этапов исследования в г. Черикове произошло столкновение с различными методологическими находками и затруднениями, которые изложены ниже и дополнены методами их решения.

Полевое наблюдение. Очень важно попытаться пройти по естественным маршрутам пользователей:  это позволяет оценить реальное состояние инфраструктуры. Важно также абстрагирование от личного опыта исследователя, который может иметь радикально иной опыт перемещения в своем городе. Это позволяет уделить должное внимание к локальному контексту, но здесь важно обойтись без «релятивизма», т.е. следить за явными нарушениями норм и регуляций, не списывать все на «общее плохое состояние» населенного пункта.

Экспертные интервью. На этом этапе важно достигнуть понимания внутренних мотиваций представителей каждой из занимающихся управлением городом групп, а также места данного проекта (объекта исследования) в широкой перспективе потребностей и целей каждой группы. Это позволяет исследователям иметь представление реалистичного плана и возможного набора решений для данной проблематики.

Личный опрос. Этот этап требует фокусирования на разных группах респондентов, внимательной модерации общей дискуссии для того, чтобы не давать более сильным или авторитетным группам таким, например, как учителя, навязывать свое мнение остальным. Необходимо позволить представителям каждой из опрашиваемых групп выйти за пределы привычного отношения к среде для более критической оценки ситуации.

Дистанционный опрос. Поскольку этот метод получения данных используется именно для обеспечения максимального широкого покрытия исследования, то для его успешной реализации очень важными аспектами являются поддержание постоянного контакта с людьми на месте, полное понимание важности и особенности методики проведения опроса с их стороны, а также тщательная разработка анкеты, предусматривающей различные возможности ответа для разных групп респондентов.

Анализ аналогов.  На этом этапе, когда уже сформированы определенные решения для диагностированной проблематики, очень важным моментом является адаптация информации из аналогов под состояние инфраструктуры и финансовые возможности городов в Республике Беларусь, что особенно актуально для малых городов. Важно применить стратегический подход, ориентированный на максимизацию результатов проекта, а также трезвую оценку реализуемости планов в долгосрочной перспективе – для чего стоит предусмотреть возможность решениям «расти», т.е. дать местным жителям и администрации достраивать на основе заданного базового уровня.

Этап 6. Разработка рекомендаций. На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по улучшению существующей инфраструктуры города Черикова, основные принципы, которые можно считать применимыми к большому числу малых городов. Одна часть рекомендаций предполагает модернизацию существующей инфраструктуры, другая часть – организацию новых пешеходно-велосипедных связей. Были определены типовые и уникальные проблемы и преимущества для каждого из маршрутов, на основе которых предполагается выработать оптимальные решения по каждому из участков. Это принципиально важный прием, позволяющий подойти к развитию инфраструктуры стратегически, а также дающий городу более широкий план развитияна будущее.


Сеть маршрутов в г. Черикове, разработанная в рамках инициативы «Использование существующих инфраструктур малых городов для повышения физической активности населения с учетом интересов людей с инвалидностью»


По итогам исследования маршруты были разделены на две очереди: в первую вошли маршруты с высокой степенью важности для горожан (наиболее популярные) и с высокой степенью безопасности, а также маршруты небольшой протяжённости, тогда как во вторую очередь вошли маршруты с низкой степенью безопасности, требующие большего объема капитальных вложений.

Модернизация существующих маршрутов предлагается на участках с уже существующей инфраструктурой (наличие мощения, освещения) и интенсивным движением пешеходов и велосипедистов, где не созданы условия для безопасного и комфортного их передвижения и отсутствует безбарьерная среда. Для этих маршрутов предлагается комплекс мероприятий по разделению автомобильного, велосипедного и пешеходного трафика, а также по решению существующих проблем освещения и созданию  безбарьерной среды.

Перспективное строительство новых маршрутов предлагается на тех участках, где на данный момент существует интенсивное движение пешеходов и велосипедистов, но инфраструктура недостаточна либо вовсе отсутствует (наличие мощения, освещения). На таких маршрутах предполагается установка осветительного оборудования, устройство пешеходной дорожки шириной от 1,5 м и велодорожки от 1,5 м, либо расширение существующих тротуаров.

Этот прием возможно и логично применять в подобных случаях, организовывая рекреационную сеть безопасных маршрутов для всех категорий жителей с перспективой ее расширения в течение долгого времени по мере наличия финансирования у местной власти. Это позволяет не только достичь целей проекта, но и указать возможные направления развития за пределами проекта.

Наконец, важно понимать финансовую ситуацию малого города, где очень резко стоит вопрос наилучшего пути использования экономии бюджета, будь то освещение, дорожная разметка, либо информационная кампания – важно внимательно оценивать различные типы интервенций для каждого конкретного случая, избегая шаблонного действия по аналогии, которое непозволительно  ввиду остроты проблем с обеспечением безопасного и удобного перемещения пешеходов и велосипедистов в малых городах.

 

Автор: специалист, привлеченный в рамках инициативы, Ксёнда А. А.