Версия сайта для мобильных устройств | English version

15.01.2010

Лекарства от рака убивают сердце

Противоопухолевые препараты, которые широко используются в медицине, оказывают губительное влияние на сердце.

Ученые из Техасского университета (The University of Texas) в он-лайн версии «Журнала клинических исследований» (Journal of Clinical Investigation) опубликовали данные проведенного эксперимента. Исследователи обратили пристальное внимание на лекарства, которые используются в противоопухолевой терапии.

- Как показали многолетние наблюдения, использование некоторых из химиотерапевтических препаратов приводит к нарушениям работы сердца, вплоть до летальных исходов, - говорит профессор Аариф Хаку (Aarif Khakoo).

Действие большинства химиотерапевтических препаратов направлено на подавление работы особого белка (тромбоцитарного фактора роста), который вызывает неконтролируемое деление клеток. Именно чрезмерное количество тромбоцитарного фактора роста в большинстве случаев связано с развитием раковых заболеваний. Такой же белок содержится в кардиомиоцитах – клетках сердца.

Для того что бы разобраться каким образом связаны между собой подавление фактора роста и происходящие на этом фоне нарушения работы сердца ученые провели эксперимент на мышах.

Ученые использовали две группы лабораторных животных: с ограниченным количеством тромбоцитарного фактора роста в клетках сердца и с нормальным количеством. Мыши с пониженным уровнем тромбоцитарного фактора роста в клетках сердца страдали от сердечной недостаточности. Таким образом, ученые показали, что блокировка этого белка в сердечной мышце вызывает дисфункцию сердца, сердечную недостаточность и дефекты стресс-индуцированного кардиотического ангиогенеза. То есть, без этого белка не только нарушается работа сердца, но и прекращается рост сердечных сосудов, который в норме наблюдается как ответная реакция на стресс, стимулирующая восстановление.

Лекарства, направленные на лечение опухолей действуют не избирательно – их мишенью становится еще и тромбоцитарный фактор роста. Таким образом, подавляя рост опухоли, они так же угнетают работу сердца. Более того, пациенты с гипертонией больше остальных рискуют пострадать от побочных эффектов, которые сказываются на сердце.

Ученые уверены, что дополнительный медицинский контроль над состоянием сосудов, сердца и кровяным давлением и своевременная медицинская помощь помогут уменьшить число неблагоприятных исходов, связанных с нарушением работы сердца.

Настоящее исследование поможет ученым и медикам усовершенствовать стратегии лечения онкологических больных препаратами, вызывающими нарушения в работе сердца и сосудов.

Источник: