Курильщикам перекрывают кислород
Конвенция по борьбе против табака была принята в мае 2003 года на 56-ой сессии ВОЗ; на сегодняшний день к ней присоединились 172 страны, включая Евросоюз. Но положения конвенции везде внедряются с разной интенсивностью. В Испании, Голландии, Норвегии и Италии, например, уже введен запрет на курение в общественных местах, в Австралии, Бразилии, Канаде, Сингапуре и Таиланде пока ограничиваются размещением на сигаретных пачках страшных картинок о вреде курения. Российские чиновники уверены, что рамочная концепция ВОЗ как нельзя лучше соответствует национальным интересам России. Глава думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова приводит невеселую статистику: ежегодно от заболеваний, связанных с курением, в стране умирают до 500 тыс. человек. А по данным Росспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в стране выросло на 440 тысяч человек. Сегодня в России курят 65% мужчин и более 30% женщин. При этом медики уверяют, четверть регулярных курильщиков обречены на преждевременную смерть. Сейчас Минздравсоцразвития совместно с законодателями разрабатывает Национальную стратегию борьбы с табакокурением, соответствующую основным требованиям конвенции ВОЗ. По словам г-жи Борзовой, она может быть принята уже в этом году. По конвенции ВОЗ, производители должны будут отказаться от использования в названиях продукции таких слов, как "легкие", "мягкие" и прочих, создающих к курильщиков ложное впечатление о безопасности той или иной марки. Не менее трети пачки должно быть отведено под надпись, предупреждающую о вреде курения. Кроме того, надпись должна сопровождаться угрожающей иллюстрацией, вроде легких курильщика, пораженных раком, или зубов с желтым налетом от табака. Реклама табака будет если не полностью запрещена, то сокращена до минимума. Кроме того, будут повышены налоги на табачные изделия, что приведет к росту цен, а также введен запрет или ограничение на продажу табака в магазинах беспошлинной торговли и запрет на курение в общественных местах. Как ни странно, но большая часть указанных мер табачные компании не пугает. Ведь часть положений конвенции в России либо уже действует, либо близки к реализации. Например, запрещена реклама табака в телевидении, радио, на улицах, и почти во всех общественных местах. Теперь сигареты рекламируются только в печатных СМИ и в местах продаж. Госдума в ближайшее время намерена принять техрегламент на табачную продукцию, в частности, обязывающий производителей отводить не менее 30% от поверхности пачки на предупреждение о вреде курения, чего и требует конвенция. Но производителям табачных изделий очень не по душе перспектива полного запрета рекламы, которую предлагают ввести некоторые депутаты. "Немедленный полный запрет на рекламу станет неадекватной непропорциональной мерой, которая не будет способствовать снижению потребления, - заявил обозревателю РИА-Новости управляющий по коммуникациям компании JT International Russia Анатолий Верещагин. По мнению представителя другой крупной компании-производителя, реклама сигарет "никак не пропагандирует курение, но лишь помогает переключить курильщиков с одной марки на другую". Это значит, что запрет рекламы приведет не к уменьшению числа курильщиков, но к снижению конкуренции на рынке. Впрочем, вряд ли власти решатся "закручивать гайки", тем более еще в 2001 году президент Владимир Путин уже назвал полный запрет на рекламу табака противоречащим Конституции. Что касается полного запрет на курение в общественных местах без выделения специальных зон для курильщиков, то участники табачного рынка считают, что эта мера ударит скорее по владельцам ресторанов и баров, нежели по производителям табака.